Меню KDT
МЕНЮ
Пн-Пт 07:30-18:00
Город Астана, район Нура, улица Максута Нарикбаева, 3
shkola7979@mail.ru

Название страницы

Использование инновационных технологий при обучении
русскому языку и литературе.

 

                                                                         Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность.      
                                                                                                                                                      Бернард Шоу

 

                «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.                                                                                                                                

                  Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?                                                                И это не случайно, ведь заинтересованность предметом  помогает привести ученика к успеху.  

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».                                             Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:

А. Адамского (раскрепощение личности ученика);

В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);

А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития);

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

  • соответствие концепции гуманизации образования;
  • преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
  • использование личностно ориентированного обучения;
  • поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
  • соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • развитие различных типов мышления;
  • формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • включение учащихся в креативную деятельность;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитее критического мышления;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке;

Основными принципами инновационного обучения являются:

  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • использование наглядности.

 При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

  • ассоциативный ряд;
  • опорный конспект;
  • ключевые термины;
  • мозговая атака;
  • групповая дискуссия;
  • чтение с остановками и Вопросы Блума;
  • кластеры;
  • синквейн;
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
  • перепутанные логические цепочки;
  • медиапроекты;
  • дидактическая игра;
  • лингвистические карты;
  • лингвистическая аллюзия (намек);
  • «Продвинутая лекция»;
  • исследование текста;
  • работа с тестами;
  • эссе;
  • нетрадиционные формы домашнего задания.

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления.                                 Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Теоретико-методологической базой исследования данной технологии являются: идеи гуманизации профессионального образования  (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

 

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии:                                                   Вызов – Осмысление – Рефлексия

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Значение стадии вызова:

Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

Происходит активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Вторая стадия – осмысление.  Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить новую информацию;
  • соотнести с собственными знаниями;
  • найти ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Значение стадии осмысления:

Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.

На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Значение стадии рефлексии:

Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

Идет рефлексия своего процесса учения.

Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

            Использование  в работе технологии развития критического мышления.                               Для современного человека важно уметь вступать в диалог. Сформировать и развить это умение  поможет приём как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из  сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока необходимо познакомить ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребятам выражать свои мысли.







Пайдалы сілтемелер