Организация работы школы молодого учителя
Материалы к проведению занятий с молодыми педагогами
В помощь завучам журнал начинает печатать ориентировочные материалы для проведения занятий в «Школе молодого учителя».
Прежде всего, необходимо представить весь комплекс проблем, с которыми сталкивается молодой учитель в своей работе, для того, чтобы помочь начинающим свою деятельность преподавателям справиться с возникающими трудностями.
Проблемы в отношениях с учащимися
Недостатки в работе молодого учителя |
Реакция учащихся на недостатки |
Способы преодоления недостатков |
Неумение поддерживать внимание школьников |
Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шумят |
Увлекательный рассказ; активизация учения школьников |
Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися |
Наличие аритмии в овладении знаниями |
Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов |
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся |
Неприязненное отношение к учителю |
Сочетание требовательности с доверием |
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться |
Безответственное поведение |
Соблюдение меры в требованиях |
Неискренность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях |
Несерьезное, неуважительное отношение к учителю |
Тщательная обдуманность поступков |
Неумение концентрировать внимание на главном, существенном |
Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении |
Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации |
Неумение определять степень важности учебной информации |
Ощущение постоянной перегрузки |
Ориентация на овладение обязательной информацией (в соответствии с учебником) |
Неумение определять учебные, развивающие и воспитательные цели урока |
Неумение выделять главное, определять суть информации |
Постоянно помнить о главной цели урока, соотносить с ней все излагаемое на уроке |
Игнорирование самостоятельной работы учащихся |
Потеря ответственности и целеустремленности |
Чередование различных видов работы, отказ от роли «диктатора» и единственного источника знаний |
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации |
Скука, безразличное отношение к информации учителя, «потеря» стержня учебного материала |
Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее осмысления |
Неумение опираться на коллектив учащихся |
Пассивное поведение части учащихся |
Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся |
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся |
Потеря ответственности в выполнении установки педагога |
Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя |
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу |
Потеря внимания и интереса к личности учителя, а затем и к излагаемому им материалу |
Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации |
Проблемы в учебной работе и способы их устранения
Деятельность педагога |
Мотивы поведения и состояния учащихся |
Пути устранения недостатка |
Однообразная структура урока |
Притупление интереса и пытливости |
Структура урока, соответствующая целям обучения школьников |
Одергивание и угроза - основные стимулы обучения |
Неприязненное отношение к требованиям учителя |
Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику |
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике |
Отсутствие внимания, скука |
Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию |
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, подталкивание или одергивание |
Нервозное состояние отвечающего ученика |
Внимание к логически законченной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана) |
Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся |
Притупление интереса в учении |
Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение) |
Отсутствие индивидуального подхода к учащимся |
Потеря уверенности в знаниях |
Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся; стимулирование их интеллектуального роста |
Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся |
Замедление интеллектуального развития учащихся, потеря интереса к учению, необходимость преодолевать неоправданные трудности |
Создание атмосферы творческой активности |
Нерациональное распределение времени на уроке |
Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении |
Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении) |
Противопоставление себя классу |
Конфронтация с учителем |
Разумная требовательность, установление деловых отношений |
Предпочтение одного метода (словесного, иллюстратив-ного и пр.) |
Снижение интереса к информации учителя |
Знакомство с палитрой методических приемов лучших педагогов |
Неумелое использование наглядных пособий |
Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний |
Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л. В. Занкову) |
Формальное отношение к оценке знаний учащихся |
Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению |
Ознакомление учащихся с критериями оценок |
Перегрузка учащихся дополнительной информацией |
Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой |
Тщательный отбор дополнительной информации |
Обезличенный подход к учащимся, безразличие к их внутреннему миру. |
Неуважение педагога как несерьезного и чуждого человека |
Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении |
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала |
Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению |
Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия (в особых случаях) |
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении |
Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий |
Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; развитие у учащихся научно-теоретического мышления (по В. В. Давыдову) |
Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем
Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися
Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями
Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой
Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя
Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе
Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей
Затруднения учителей в подготовке современного урока
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.
Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Причины этих трудностей
Первая. Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.
Вторая. Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
Третья. На молодых учителях, как ни странно, лежит «груз» инерции: они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе.
Четвертая. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
Пятая. Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей.
Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)
Учет особенностей учащихся класса:
Учет своих индивидуальных особенностей:
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное преодоление урока.
Общие
Частные
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
Примерная схема календарно-тематического плана
Общие вопросы плана: 1 - дата: 2 - номер урока по теме; 3 - тема урока; 4 - тип урока; 5 - задача урока; 6 - методы обучения; 7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 - виды контроля знаний и обратной связи; 9 - определение знаний, умений и навыков, формирование которых планируется на уроке.
Нетрадиционные типы уроков:
1 - ролевые игры;
2 - исполнение сказочного сюжета;
3 - урок фантазирования;
4 - деловая игра;
5 - круглый стол или конференция;
6 - пресс-конференция;
7 - урок открытых мыслей;
8 - урок-соревнование;
9 - урок-КВН;
10 - викторина;
11 - следствие ведут знатоки;
12 - аукцион знаний;
13 - урок-диспут;
14 - урок-турнир;
15 - урок-эврика;
16 - волшебный конверт;
17 - межпредметный интегрированный урок;
18 - урок-конкурс;
19 - урок творчества;
20 - математический хоккей;
21 - урок-спектакль;
22 - смотр знаний;
23 - урок-игра;
24 - урок-зачет;
25 - урок-путешествие;
26 - урок-состязание;
27 - урок взаимообучения;
28 - урок-восхождение;
29 - урок-диалог;
30 - мозговая атака;
31 - урок-брифинг;
32 - актуальное интервью;
33 - имитационно-ролевое моделирование;
34 - моделирование мышления учащихся;
35 - ролевая деловая игра;
36 - урок-лекция:
1) проблемная;
2) лекция;
3) лекция вдвоем;
4) лекция-пресс-конференция;
5) лекция-консультация;
6) лекция-провокация;
7) лекция-диалог.
Структура урока изучения нового материала:
1 - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 - указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 - мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 - сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 - первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 - контроль результатов первичного запоминания;
7 - регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 - внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 - частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока формирования умений и навыков:
1 - постановка цели урока,
2 - повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 - проведение проверочных упражнений,
4 - ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 - упражнения на их освоение,
6 - упражнения на их закрепление,
7 - тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 - упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 - упражнения творческого характера,
10 - итог урока,
11 - задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 - сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 - проверка выполненных работ;
5 - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 - задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 - проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 - проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 - проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 - применение учащимися знаний, практические задания;
7 - выполнение комплексных творческих работ;
8 - итоги урока;
9 - домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 - организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 - постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 - подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 - повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 - повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 - организация начала урока;
2 - проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 - изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 - подведение итогов и результатов урока;
8 - задание на дом;
9 - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).